Принцип работы преобразователя частоты

Асинхронный двигатель переменного тока — это электрическая машина, чья скорость вращения ротора меньше частоты вращения магнитного поля статора. Большинство электроприводов, применяемых в различных отраслях, основаны на использовании таких двигателей.

Характеристики двигателей данного типа включают:

  • Оптимальное соотношение массы и мощности.
  • Относительно низкая стоимость.
  • Простота конструкции.
  • Надежность.
  • Низкие эксплуатационные затраты.

Однако у двигателей переменного тока есть и недостатки. Один из них — сложность управления частотой вращения вала. При регулировании напряжения на обмотках теряется мощность и момент на валу. Применение двигателей с фазным ротором немного увеличивает диапазон скоростей и существенно повышает стоимость привода. Использование редукторов усложняет кинематическую схему и также увеличивает цену.

Изменение частоты питающего напряжения обмоток статора является наиболее перспективным методом управления двигателями переменного тока. Этот метод позволяет избежать необходимости использования механизмов для регулирования скорости, не усложнять конструкцию ротора и избежать ухудшения механических характеристик.

Для управления приводами переменного тока применяются преобразователи частоты (ПЧ). Преобразователи частоты — это устройства для регулирования частоты напряжения переменного тока. Они позволяют изменять скорость вращения и момент на валу переменного тока путем изменения частоты напряжения на обмотках статора.

Применение преобразователей частоты значительно расширяет технические возможности электропривода переменного тока, обеспечивает различные режимы управления и защиту от аварийных ситуаций.

Две самые распространенные схемы преобразователей частоты – с непосредственной связью с сетью и звеном постоянного тока.

Первые обычно построены на базе управляемых или неуправляемых тиристорных ключей. Варианты схем – мостовая, встречно-параллельная, перекрестная и т.д.

Схема ПЧ на базе управляемых тиристорных ключей

Каждый ключ пропускает определенный участок синусоиды, что приводит к формированию на выходе преобразователя напряжения, близкого к синусоидальной форме. Частота выходного напряжения отличается от частоты сети. Преобразователи с прямой связью с электросетью обеспечивают стабильный момент на низких скоростях, хорошо переносят перегрузки, могут использоваться с нагрузками с низким коэффициентом мощности. Кроме того, такие устройства отличаются высоким КПД и могут работать в режиме рекуперации электроэнергии при торможении двигателя. Мощность прямых преобразователей частоты можно увеличивать путем добавления тиристорных цепей.

Мы всегда на связи, чтобы помочь вам.
Если у вас есть вопросы или вам нужна помощь, обратитесь к нам. Свяжитесь с нами.

Среди недостатков схем частотных преобразователей с гальванической связью с сетью можно выделить высокий уровень высших гармоник и возможность регулирования скорости только ниже номинальной.

Преобразователи частоты со звеном постоянного тока включают выпрямитель, промежуточное конденсаторное звено, инвертор и блок управления.

Принцип работы устройства следующий: переменное напряжение с частотой 50 Гц преобразуется в постоянное, после чего проходит фильтрацию для удаления переменной составляющей. Инвертор на быстродействующих ключах преобразует постоянное напряжение обратно в переменное с измененной частотой.

Принцип работы ПЧ со звеном постоянного тока

Схема двойного преобразования позволяет изменять частоту выше или ниже номинального значения в сети. Кроме того, оборудование обеспечивает возможность управления скоростью и моментом по различным алгоритмам. Уровень паразитных гармоник при использовании преобразователей частоты со звеном постоянного тока ниже, чем при применении устройств с непосредственной связью. Однако ограничения оборудования включают увеличенные потери при двойном преобразовании и относительно высокую цену.

Преобразователи частоты могут быть классифицированы по принципу управления, назначению (общепромышленные и специализированные), количеству фаз (для однофазных и трехфазных электродвигателей) и условиям пуска и эксплуатации (тяжелые и нормальные). Рассмотрим каждый вид устройств подробнее.

Принцип скалярного управления заключается в поддержании постоянного отношения напряжения к частоте (U/f) во всем диапазоне скоростей вала. Значение U/f определяет магнитный поток в зазоре между статором и ротором.

Контролируемые параметры при данном методе управления включают скалярную величину напряжения и частоты. Скорость вала оценивается по частоте напряжения на обмотках двигателя. Зависимость частоты напряжения двигателя от времени показана на рисунке ниже.

График зависимости частоты напряжения двигателя от времени

Скалярный метод не требует высокой вычислительной мощности схемы управления. Такой способ применяется в приводах на базе асинхронных двигателей, работающих с постоянной нагрузкой. Метод подходит для группового управления несколькими электродвигателями одним ПЧ, например, на насосной станции.

Мы здесь, чтобы помочь вам.
У вас есть вопросы или предложения? Свяжитесь с нами. Мы рады помочь.

К недостаткам способа относят ограниченный пусковой момент при низкой частоте, относительно невысокая точность регулирования скорости при работе под нагрузкой, невозможность управления моментом, медленный отклик.

Для повышения точности контроля скорости при скалярном способе управления в схему вводится энкодер. Устройство обеспечивает обратную связь по угловой частоте вращения вала и позволяет нивелировать неточности, связанные со скольжением асинхронных двигателей. Схема с датчиком скорости применяется относительно редко, так как не устраняет остальных недостатков скалярного метода.

Принцип векторного регулирования основан на контроле величины и фазы питающего обмотки напряжения, частоты. Таким образом, оцениваются не только скалярные, но и векторные величины.

Принцип векторного управления ПЧ

Векторный метод управления обеспечивает высокую точность регулирования скорости, быстрый отклик на изменения нагрузки, расширяет диапазон изменения угловой частоты вращения вала и уменьшает потери на нагрев и намагничивание.

Этот метод применяется в электроприводах оборудования с динамической нагрузкой и высокими требованиями к точности позиционирования. Для прецизионных механизмов может потребоваться введение датчика скорости или оборотов в схему.

Среди недостатков векторного метода можно выделить высокую вычислительную мощность управляющего устройства, относительно высокую цену и сложность.

Устройства управления электродвигателем также могут быть классифицированы по применению.

По назначению различают:

  1. Общепромышленные преобразователи частоты, которые подходят для приводов оборудования в различных отраслях. Параметры и алгоритмы работы устанавливаются при настройке.
  2. Специализированные преобразователи частоты, предназначенные для специализированного оборудования с набором встроенных функций, таких как насосы, вентиляторы, краны, лифты и другие.

По количеству фаз различают:

  1. Однофазные преобразователи частоты, предназначенные для управления однофазными двигателями.
  2. Трехфазные преобразователи частоты, которые используются для управления трехфазными приводами.

Кроме того, преобразователи частоты могут быть классифицированы по исполнению, номинальному напряжению, току двигателя и набору функций.

Кроме плавного управления скоростью и моментом на валу электродвигателя, частотные преобразователи обладают следующими преимуществами:

Наша цель - помочь вам.
Если у вас возникли вопросы или проблемы, свяжитесь с нами. Мы всегда здесь, чтобы помочь.

  • Позволяют заменить более дорогие двигатели постоянного тока. Приводы на базе ПЧ осуществляют управление скоростью и моментом асинхронных и синхронных двигателей, что позволяет отказаться от электрических машин постоянного тока.
  • Ограничивают пусковые токи. Устройства обеспечивают пуск на низком напряжении и уменьшают скачки тока, которые возникают при старте двигателей.
  • Экономят электроэнергию. ПЧ исключают работу двигателя в режиме недозагрузки на полной мощности, скорость и момент на валу соответствуют нагрузке. Это существенно снижает потребление электроэнергии, экономия может составлять 40 % и больше.
  • Увеличивают срок службы и межремонтный период оборудования. ПЧ снижают нагрев обмоток, исключают ударные нагрузки, что замедляет износ двигателя и подключенного к нему оборудования.
  • Уменьшают шум. Подключенный к ПЧ электродвигатель работает значительно тише за счет оптимального напряжения на обмотках.
  • Позволяют отказаться от механических устройств. ПЧ позволяют заменить редукторы, фрикционные тормоза и другое оборудование.
  • Обеспечивают плавный пуск и разгон. Режим старта и разгона можно задавать в настройках преобразователей.
Управление пуском двигателя с помощью ПЧ

Преобразовали частоты также обеспечивают защиту от перегрузок, обрыва фазы, коротких замыканий, заклинивания вала, других аварий и ненормальных режимов. Современные ПЧ комплектуют контроллерами, которые реализуют функции ПИ- или ПИД-регулятора, динамического торможения, подхвата, пропуска резонансных скоростей и др.

Промышленные ПЧ могут встраиваться в системы АСУТП. Устройства поддерживают интерфейсы связи Profibus, Modbus RTU/TCP и другие протоколы обмена данными. Настройка и управление может осуществляться с удаленного оборудования, также возможна передача данных на панель оператора или ПК.

Преобразователи частоты применяют в различных отраслях производства и инженерных системах. Устройства используют в электроприводах оборудования:

  • Систем вентиляции, водоснабжения, орошения: насосов, вентиляторов, исполнительных механизмов задвижек и т.д.
  • Горнодобывающей промышленности: дробилок, шредеров, шаровых мельниц, ленточных транспортеров.
  • Пищевой отрасли: сепараторы, технологические системы подачи, конвейеры, дозаторы, зерновые мельницы и др.
  • Нефтехимической промышленности: системы подачи, теплообмена, компрессоры и др.
  • Целлюлозно-бумажное производство: бумагоделательные машины, системы кондиционирования сеток и сукон, сукноведущие валы, воздуходувки для сушилок и т.д.
  • Металло- и деревообработка: ленточно-шлифовальные, токарные, фрезерные, сервильные, волочильные станки и др.
Варианты схем управления: один ПЧ управляет несколькими насосами и каждый ПЧ управляет отдельным насосом

Кроме того, преобразователи частоты применяют в приводах кранов, лифтов, других грузоподъемных механизмов, испытательных машин и другого оборудования самого различного назначения.

Наша команда всегда готова помочь вам с любыми вопросами.
Наша команда всегда на связи, чтобы помочь вам. Если у вас есть вопросы или вы столкнулись с проблемами, свяжитесь с нами.

Итак, преобразователи частоты – устройства для управления скоростью и моментом электродвигателей переменного тока. Устройства различают по элементной базе, схеме, способу управления, назначению и исполнению. ПЧ позволяет заменить более сложные и дорогие двигатели постоянного тока на асинхронные и синхронные электроприводы переменного тока, продлевает срок службы оборудования и механизмов, экономит электроэнергию. Частотно-регулируемые приводы используют практически во всех отраслях промышленности и инженерных системах зданий и сооружений.

Асинхронный двигатель переменного тока — это электрическая машина, чья скорость вращения ротора меньше частоты вращения магнитного поля статора. Большинство электроприводов, применяемых в различных отраслях, основаны на использовании таких двигателей.

Характеристики двигателей данного типа включают:

  • Оптимальное соотношение массы и мощности.
  • Относительно низкая стоимость.
  • Простота конструкции.
  • Надежность.
  • Низкие эксплуатационные затраты.

Однако у двигателей переменного тока есть и недостатки. Один из них — сложность управления частотой вращения вала. При регулировании напряжения на обмотках теряется мощность и момент на валу. Применение двигателей с фазным ротором немного увеличивает диапазон скоростей и существенно повышает стоимость привода. Использование редукторов усложняет кинематическую схему и также увеличивает цену.

Изменение частоты питающего напряжения обмоток статора является наиболее перспективным методом управления двигателями переменного тока. Этот метод позволяет избежать необходимости использования механизмов для регулирования скорости, не усложнять конструкцию ротора и избежать ухудшения механических характеристик.

Для управления приводами переменного тока применяются преобразователи частоты (ПЧ). Преобразователи частоты — это устройства для регулирования частоты напряжения переменного тока. Они позволяют изменять скорость вращения и момент на валу переменного тока путем изменения частоты напряжения на обмотках статора.

Применение преобразователей частоты значительно расширяет технические возможности электропривода переменного тока, обеспечивает различные режимы управления и защиту от аварийных ситуаций.

Две самые распространенные схемы преобразователей частоты – с непосредственной связью с сетью и звеном постоянного тока.

Первые обычно построены на базе управляемых или неуправляемых тиристорных ключей. Варианты схем – мостовая, встречно-параллельная, перекрестная и т.д.

Схема ПЧ на базе управляемых тиристорных ключей

Каждый ключ пропускает определенный участок синусоиды, что приводит к формированию на выходе преобразователя напряжения, близкого к синусоидальной форме. Частота выходного напряжения отличается от частоты сети. Преобразователи с прямой связью с электросетью обеспечивают стабильный момент на низких скоростях, хорошо переносят перегрузки, могут использоваться с нагрузками с низким коэффициентом мощности. Кроме того, такие устройства отличаются высоким КПД и могут работать в режиме рекуперации электроэнергии при торможении двигателя. Мощность прямых преобразователей частоты можно увеличивать путем добавления тиристорных цепей.

Мы всегда на связи, чтобы помочь вам.
Если у вас есть вопросы или вам нужна помощь, обратитесь к нам. Свяжитесь с нами.

Среди недостатков схем частотных преобразователей с гальванической связью с сетью можно выделить высокий уровень высших гармоник и возможность регулирования скорости только ниже номинальной.

Преобразователи частоты со звеном постоянного тока включают выпрямитель, промежуточное конденсаторное звено, инвертор и блок управления.

Принцип работы устройства следующий: переменное напряжение с частотой 50 Гц преобразуется в постоянное, после чего проходит фильтрацию для удаления переменной составляющей. Инвертор на быстродействующих ключах преобразует постоянное напряжение обратно в переменное с измененной частотой.

Принцип работы ПЧ со звеном постоянного тока

Схема двойного преобразования позволяет изменять частоту выше или ниже номинального значения в сети. Кроме того, оборудование обеспечивает возможность управления скоростью и моментом по различным алгоритмам. Уровень паразитных гармоник при использовании преобразователей частоты со звеном постоянного тока ниже, чем при применении устройств с непосредственной связью. Однако ограничения оборудования включают увеличенные потери при двойном преобразовании и относительно высокую цену.

Преобразователи частоты могут быть классифицированы по принципу управления, назначению (общепромышленные и специализированные), количеству фаз (для однофазных и трехфазных электродвигателей) и условиям пуска и эксплуатации (тяжелые и нормальные). Рассмотрим каждый вид устройств подробнее.

Принцип скалярного управления заключается в поддержании постоянного отношения напряжения к частоте (U/f) во всем диапазоне скоростей вала. Значение U/f определяет магнитный поток в зазоре между статором и ротором.

Контролируемые параметры при данном методе управления включают скалярную величину напряжения и частоты. Скорость вала оценивается по частоте напряжения на обмотках двигателя. Зависимость частоты напряжения двигателя от времени показана на рисунке ниже.

График зависимости частоты напряжения двигателя от времени

Скалярный метод не требует высокой вычислительной мощности схемы управления. Такой способ применяется в приводах на базе асинхронных двигателей, работающих с постоянной нагрузкой. Метод подходит для группового управления несколькими электродвигателями одним ПЧ, например, на насосной станции.

Мы здесь, чтобы помочь вам.
У вас есть вопросы или предложения? Свяжитесь с нами. Мы рады помочь.

К недостаткам способа относят ограниченный пусковой момент при низкой частоте, относительно невысокая точность регулирования скорости при работе под нагрузкой, невозможность управления моментом, медленный отклик.

Для повышения точности контроля скорости при скалярном способе управления в схему вводится энкодер. Устройство обеспечивает обратную связь по угловой частоте вращения вала и позволяет нивелировать неточности, связанные со скольжением асинхронных двигателей. Схема с датчиком скорости применяется относительно редко, так как не устраняет остальных недостатков скалярного метода.

Принцип векторного регулирования основан на контроле величины и фазы питающего обмотки напряжения, частоты. Таким образом, оцениваются не только скалярные, но и векторные величины.

Принцип векторного управления ПЧ

Векторный метод управления обеспечивает высокую точность регулирования скорости, быстрый отклик на изменения нагрузки, расширяет диапазон изменения угловой частоты вращения вала и уменьшает потери на нагрев и намагничивание.

Этот метод применяется в электроприводах оборудования с динамической нагрузкой и высокими требованиями к точности позиционирования. Для прецизионных механизмов может потребоваться введение датчика скорости или оборотов в схему.

Среди недостатков векторного метода можно выделить высокую вычислительную мощность управляющего устройства, относительно высокую цену и сложность.

Устройства управления электродвигателем также могут быть классифицированы по применению.

По назначению различают:

  1. Общепромышленные преобразователи частоты, которые подходят для приводов оборудования в различных отраслях. Параметры и алгоритмы работы устанавливаются при настройке.
  2. Специализированные преобразователи частоты, предназначенные для специализированного оборудования с набором встроенных функций, таких как насосы, вентиляторы, краны, лифты и другие.

По количеству фаз различают:

  1. Однофазные преобразователи частоты, предназначенные для управления однофазными двигателями.
  2. Трехфазные преобразователи частоты, которые используются для управления трехфазными приводами.

Кроме того, преобразователи частоты могут быть классифицированы по исполнению, номинальному напряжению, току двигателя и набору функций.

Кроме плавного управления скоростью и моментом на валу электродвигателя, частотные преобразователи обладают следующими преимуществами:

Наша цель - помочь вам.
Если у вас возникли вопросы или проблемы, свяжитесь с нами. Мы всегда здесь, чтобы помочь.

  • Позволяют заменить более дорогие двигатели постоянного тока. Приводы на базе ПЧ осуществляют управление скоростью и моментом асинхронных и синхронных двигателей, что позволяет отказаться от электрических машин постоянного тока.
  • Ограничивают пусковые токи. Устройства обеспечивают пуск на низком напряжении и уменьшают скачки тока, которые возникают при старте двигателей.
  • Экономят электроэнергию. ПЧ исключают работу двигателя в режиме недозагрузки на полной мощности, скорость и момент на валу соответствуют нагрузке. Это существенно снижает потребление электроэнергии, экономия может составлять 40 % и больше.
  • Увеличивают срок службы и межремонтный период оборудования. ПЧ снижают нагрев обмоток, исключают ударные нагрузки, что замедляет износ двигателя и подключенного к нему оборудования.
  • Уменьшают шум. Подключенный к ПЧ электродвигатель работает значительно тише за счет оптимального напряжения на обмотках.
  • Позволяют отказаться от механических устройств. ПЧ позволяют заменить редукторы, фрикционные тормоза и другое оборудование.
  • Обеспечивают плавный пуск и разгон. Режим старта и разгона можно задавать в настройках преобразователей.
Управление пуском двигателя с помощью ПЧ

Преобразовали частоты также обеспечивают защиту от перегрузок, обрыва фазы, коротких замыканий, заклинивания вала, других аварий и ненормальных режимов. Современные ПЧ комплектуют контроллерами, которые реализуют функции ПИ- или ПИД-регулятора, динамического торможения, подхвата, пропуска резонансных скоростей и др.

Промышленные ПЧ могут встраиваться в системы АСУТП. Устройства поддерживают интерфейсы связи Profibus, Modbus RTU/TCP и другие протоколы обмена данными. Настройка и управление может осуществляться с удаленного оборудования, также возможна передача данных на панель оператора или ПК.

Преобразователи частоты применяют в различных отраслях производства и инженерных системах. Устройства используют в электроприводах оборудования:

  • Систем вентиляции, водоснабжения, орошения: насосов, вентиляторов, исполнительных механизмов задвижек и т.д.
  • Горнодобывающей промышленности: дробилок, шредеров, шаровых мельниц, ленточных транспортеров.
  • Пищевой отрасли: сепараторы, технологические системы подачи, конвейеры, дозаторы, зерновые мельницы и др.
  • Нефтехимической промышленности: системы подачи, теплообмена, компрессоры и др.
  • Целлюлозно-бумажное производство: бумагоделательные машины, системы кондиционирования сеток и сукон, сукноведущие валы, воздуходувки для сушилок и т.д.
  • Металло- и деревообработка: ленточно-шлифовальные, токарные, фрезерные, сервильные, волочильные станки и др.
Варианты схем управления: один ПЧ управляет несколькими насосами и каждый ПЧ управляет отдельным насосом

Кроме того, преобразователи частоты применяют в приводах кранов, лифтов, других грузоподъемных механизмов, испытательных машин и другого оборудования самого различного назначения.

Наша команда всегда готова помочь вам с любыми вопросами.
Наша команда всегда на связи, чтобы помочь вам. Если у вас есть вопросы или вы столкнулись с проблемами, свяжитесь с нами.

Итак, преобразователи частоты – устройства для управления скоростью и моментом электродвигателей переменного тока. Устройства различают по элементной базе, схеме, способу управления, назначению и исполнению. ПЧ позволяет заменить более сложные и дорогие двигатели постоянного тока на асинхронные и синхронные электроприводы переменного тока, продлевает срок службы оборудования и механизмов, экономит электроэнергию. Частотно-регулируемые приводы используют практически во всех отраслях промышленности и инженерных системах зданий и сооружений.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок

Выберите ваш город:

A
  • Абаза
  • Абакан
  • Абдулино
  • Абинск
  • Агидель
  • Агрыз
  • Адыгейск
  • Азнакаево
  • Азов
  • Ак-Довурак
  • Аксай
  • Алагир
  • Алапаевск
  • Алатырь
  • Алдан
  • Алейск
  • Александров
  • Александровск
  • Александровск-Сахалинский
  • Алексеевка
  • Алексин
  • Алзамай
  • Альметьевск
  • Амурск
  • Анадырь
  • Анапа
  • Ангарск
  • Андреаполь
  • Анжеро-Судженск
  • Анива
  • Апатиты
  • Апрелевка
  • Апшеронск
  • Арамиль
  • Аргун
  • Ардатов
  • Ардон
  • Арзамас
  • Аркадак
  • Армавир
  • Арсеньев
  • Арск
  • Артём
  • Артёмовск
  • Артёмовский
  • Архангельск
  • Асбест
  • Асино
  • Астрахань
  • Аткарск
  • Ахтубинск
  • Ачинск
  • Аша
Б
  • Бабаево
  • Бабушкин
  • Бавлы
  • Багратионовск
  • Байкальск
  • Баймак
  • Бакал
  • Баксан
  • Балабаново
  • Балаково
  • Балахна
  • Балашиха
  • Балашов
  • Балей
  • Балтийск
  • Барабинск
  • Барнаул
  • Барыш
  • Батайск
  • Бежецк
  • Белая Калитва
  • Белая Холуница
  • Белгород
  • Белебей
  • Белёв
  • Белинский
  • Белово
  • Белогорск
  • Белозерск
  • Белокуриха
  • Беломорск
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Белоусово
  • Белоярский
  • Белый
  • Бердск
  • Березники
  • Берёзовский
  • Берёзовский
  • Беслан
  • Бийск
  • Бикин
  • Билибино
  • Биробиджан
  • Бирск
  • Бирюсинск
  • Бирюч
  • Благовещенск
  • Благовещенск
  • Благодарный
  • Бобров
  • Богданович
  • Богородицк
  • Богородск
  • Боготол
  • Богучар
  • Бодайбо
  • Бокситогорск
  • Болгар
  • Бологое
  • Болотное
  • Болохово
  • Болхов
  • Большой Камень
  • Бор
  • Борзя
  • Борисоглебск
  • Боровичи
  • Боровск
  • Бородино
  • Братск
  • Бронницы
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Будённовск
  • Бузулук
  • Буинск
  • Буй
  • Буйнакск
  • Бутурлиновка
В
  • Валдай
  • Валуйки
  • Велиж
  • Великие Луки
  • Великий Новгород
  • Великий Устюг
  • Вельск
  • Венёв
  • Верещагино
  • Верея
  • Верхнеуральск
  • Верхний Тагил
  • Верхний Уфалей
  • Верхняя Пышма
  • Верхняя Салда
  • Верхняя Тура
  • Верхотурье
  • Верхоянск
  • Весьегонск
  • Ветлуга
  • Видное
  • Вилюйск
  • Вилючинск
  • Вихоревка
  • Вичуга
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волгореченск
  • Волжск
  • Волжский
  • Вологда
  • Володарск
  • Волоколамск
  • Волосово
  • Волхов
  • Волчанск
  • Вольск
  • Воркута
  • Воронеж
  • Ворсма
  • Воскресенск
  • Воткинск
  • Всеволожск
  • Вуктыл
  • Выборг
  • Выкса
  • Высоковск
  • Высоцк
  • Вытегра
  • Вышний Волочёк
  • Вяземский
  • Вязники
  • Вязьма
  • Вятские Поляны
Г
  • Гаврилов Посад
  • Гаврилов-Ям
  • Гагарин
  • Гаджиево
  • Гай
  • Галич
  • Гатчина
  • Гвардейск
  • Гдов
  • Геленджик
  • Георгиевск
  • Глазов
  • Голицыно
  • Горбатов
  • Горно-Алтайск
  • Горнозаводск
  • Горняк
  • Городец
  • Городище
  • Городовиковск
  • Гороховец
  • Горячий Ключ
  • Грайворон
  • Гремячинск
  • Грозный
  • Грязи
  • Грязовец
  • Губаха
  • Губкин
  • Губкинский
  • Гудермес
  • Гуково
  • Гулькевичи
  • Гурьевск
  • Гурьевск
  • Гусев
  • Гусиноозёрск
  • Гусь-Хрустальный
Д
  • Давлеканово
  • Дагестанские Огни
  • Далматово
  • Дальнегорск
  • Дальнереченск
  • Данилов
  • Данков
  • Дегтярск
  • Дедовск
  • Демидов
  • Дербент
  • Десногорск
  • Дзержинск
  • Дзержинский
  • Дивногорск
  • Дигора
  • Димитровград
  • Дмитриев
  • Дмитров
  • Дмитровск
  • Дно
  • Добрянка
  • Долгопрудный
  • Долинск
  • Домодедово
  • Донецк
  • Донской
  • Дорогобуж
  • Дрезна
  • Дубна
  • Дубовка
  • Дудинка
  • Духовщина
  • Дюртюли
  • Дятьково
Е
  • Егорьевск
  • Ейск
  • Екатеринбург
  • Елабуга
  • Елец
  • Елизово
  • Ельня
  • Еманжелинск
  • Емва
  • Енисейск
  • Ермолино
  • Ершов
  • Ессентуки
  • Ефремов
Ж
  • Железноводск
  • Железногорск
  • Железногорск
  • Железногорск-Илимский
  • Железнодорожный
  • Жердевка
  • Жигулёвск
  • Жиздра
  • Жирновск
  • Жуков
  • Жуковка
  • Жуковский
З
  • Завитинск
  • Заводоуковск
  • Заволжск
  • Заволжье
  • Задонск
  • Заинск
  • Закаменск
  • Заозёрный
  • Заозёрск
  • Западная Двина
  • Заполярный
  • Зарайск
  • Заречный
  • Заречный
  • Заринск
  • Звенигово
  • Звенигород
  • Зверево
  • Зеленогорск
  • Зеленогорск
  • Зеленоградск
  • Зеленодольск
  • Зеленокумск
  • Зерноград
  • Зея
  • Зима
  • Златоуст
  • Злынка
  • Змеиногорск
  • Знаменск
  • Зубцов
  • Зуевка
И
  • Ивангород
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ивдель
  • Игарка
  • Ижевск
  • Избербаш
  • Изобильный
  • Иланский
  • Инза
  • Инсар
  • Инта
  • Ипатово
  • Ирбит
  • Иркутск
  • Исилькуль
  • Искитим
  • Истра
  • Ишим
  • Ишимбай
  • Йошкар-Ола
К
  • Кадников
  • Казань
  • Калач
  • Калач-на-Дону
  • Калачинск
  • Калининград
  • Калининск
  • Калтан
  • Калуга
  • Калязин
  • Камбарка
  • Каменка
  • Каменногорск
  • Каменск-Уральский
  • Каменск-Шахтинский
  • Камень-на-Оби
  • Камешково
  • Камызяк
  • Камышин
  • Камышлов
  • Канаш
  • Кандалакша
  • Канск
  • Карабаново
  • Карабаш
  • Карабулак
  • Карасук
  • Карачаевск
  • Карачев
  • Каргат
  • Каргополь
  • Карпинск
  • Карталы
  • Касимов
  • Касли
  • Каспийск
  • Катав-Ивановск
  • Катайск
  • Качканар
  • Кашин
  • Кашира
  • Кедровый
  • Кемерово
  • Кемь
  • Кизел
  • Кизилюрт
  • Кизляр
  • Кимовск
  • Кимры
  • Кингисепп
  • Кинель
  • Кинешма
  • Киреевск
  • Киренск
  • Киржач
  • Кириллов
  • Кириши
  • Киров
  • Киров
  • Кировград
  • Кирово-Чепецк
  • Кировск
  • Кировск
  • Кирс
  • Кирсанов
  • Киселёвск
  • Кисловодск
  • Климовск
  • Клин
  • Клинцы
  • Княгинино
  • Ковдор
  • Ковров
  • Ковылкино
  • Когалым
  • Кодинск
  • Козельск
  • Козловка
  • Козьмодемьянск
  • Кола
  • Кологрив
  • Коломна
  • Колпашево
  • Колпино
  • Кольчугино
  • Коммунар
  • Комсомольск
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Конаково
  • Кондопога
  • Кондрово
  • Константиновск
  • Копейск
  • Кораблино
  • Кореновск
  • Коркино
  • Королёв
  • Короча
  • Корсаков
  • Коряжма
  • Костерёво
  • Костомукша
  • Кострома
  • Котельники
  • Котельниково
  • Котельнич
  • Котлас
  • Котово
  • Котовск
  • Кохма
  • Красавино
  • Красноармейск
  • Красноармейск
  • Красновишерск
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Красное Село
  • Краснозаводск
  • Краснознаменск
  • Краснознаменск
  • Краснокаменск
  • Краснокамск
  • Краснослободск
  • Краснослободск
  • Краснотурьинск
  • Красноуральск
  • Красноуфимск
  • Красноярск
  • Красный Кут
  • Красный Сулин
  • Красный Холм
  • Кремёнки
  • Кронштадт
  • Кропоткин
  • Крымск
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кувандык
  • Кувшиново
  • Кудымкар
  • Кузнецк
  • Куйбышев
  • Кулебаки
  • Кумертау
  • Кунгур
  • Купино
  • Курган
  • Курганинск
  • Курильск
  • Курлово
  • Куровское
  • Курск
  • Куртамыш
  • Курчатов
  • Куса
  • Кушва
  • Кызыл
  • Кыштым
  • Кяхта
Л
  • Лабинск
  • Лабытнанги
  • Лагань
  • Ладушкин
  • Лаишево
  • Лакинск
  • Лангепас
  • Лахденпохья
  • Лебедянь
  • Лениногорск
  • Ленинск
  • Ленинск-Кузнецкий
  • Ленск
  • Лермонтов
  • Лесной
  • Лесозаводск
  • Лесосибирск
  • Ливны
  • Ликино-Дулёво
  • Липецк
  • Липки
  • Лиски
  • Лихославль
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Лосино-Петровский
  • Луга
  • Луза
  • Лукоянов
  • Луховицы
  • Лысково
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Льгов
  • Любань
  • Люберцы
  • Любим
  • Людиново
  • Лянтор
М
  • Магадан
  • Магас
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Майский
  • Макаров
  • Макарьев
  • Макушино
  • Малая Вишера
  • Малгобек
  • Малмыж
  • Малоархангельск
  • Малоярославец
  • Мамадыш
  • Мамоново
  • Мантурово
  • Мариинск
  • Мариинский Посад
  • Маркс
  • Махачкала
  • Мглин
  • Мегион
  • Медвежьегорск
  • Медногорск
  • Медынь
  • Межгорье
  • Междуреченск
  • Мезень
  • Меленки
  • Мелеуз
  • Менделеевск
  • Мензелинск
  • Мещовск
  • Миасс
  • Микунь
  • Миллерово
  • Минеральные Воды
  • Минусинск
  • Миньяр
  • Мирный
  • Мирный
  • Михайлов
  • Михайловка
  • Михайловск
  • Михайловск
  • Мичуринск
  • Могоча
  • Можайск
  • Можга
  • Моздок
  • Мончегорск
  • Морозовск
  • Моршанск
  • Мосальск
  • Москва
  • Московский
  • Муравленко
  • Мураши
  • Мурманск
  • Муром
  • Мценск
  • Мыски
  • Мытищи
  • Мышкин
Н
  • Набережные Челны
  • Навашино
  • Наволоки
  • Надым
  • Назарово
  • Назрань
  • Называевск
  • Нальчик
  • Нариманов
  • Наро-Фоминск
  • Нарткала
  • Нарьян-Мар
  • Находка
  • Невель
  • Невельск
  • Невинномысск
  • Невьянск
  • Нелидово
  • Неман
  • Нерехта
  • Нерчинск
  • Нерюнгри
  • Нестеров
  • Нефтегорск
  • Нефтекамск
  • Нефтекумск
  • Нефтеюганск
  • Нея
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижнеудинск
  • Нижние Серги
  • Нижний Ломов
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Нижняя Салда
  • Нижняя Тура
  • Николаевск
  • Николаевск-на-Амуре
  • Никольск
  • Никольск
  • Никольское
  • Новая Ладога
  • Новая Ляля
  • Новоалександровск
  • Новоалтайск
  • Новоаннинский
  • Нововоронеж
  • Новодвинск
  • Новозыбков
  • Новокубанск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомичуринск
  • Новомосковск
  • Новопавловск
  • Новоржев
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новосиль
  • Новосокольники
  • Новотроицк
  • Новоузенск
  • Новоульяновск
  • Новоуральск
  • Новохопёрск
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Новый Оскол
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Нолинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нурлат
  • Нытва
  • Нюрба
  • Нягань
  • Нязепетровск
  • Няндома
О
  • Облучье
  • Обнинск
  • Обоянь
  • Обь
  • Одинцово
  • Ожерелье
  • Озёрск
  • Озёрск
  • Озёры
  • Октябрьск
  • Октябрьский
  • Окуловка
  • Олёкминск
  • Оленегорск
  • Олонец
  • Омск
  • Омутнинск
  • Онега
  • Опочка
  • Орёл
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орлов
  • Орск
  • Оса
  • Осинники
  • Осташков
  • Остров
  • Островной
  • Острогожск
  • Отрадное
  • Отрадный
  • Оха
  • Оханск
  • Очёр
П
  • Павлово
  • Павловск
  • Павловск
  • Павловский Посад
  • Палласовка
  • Партизанск
  • Певек
  • Пенза
  • Первомайск
  • Первоуральск
  • Перевоз
  • Пересвет
  • Переславль-Залесский
  • Пермь
  • Пестово
  • Петергоф
  • Петров Вал
  • Петровск
  • Петровск-Забайкальский
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Петухово
  • Петушки
  • Печора
  • Печоры
  • Пикалёво
  • Пионерский
  • Питкяранта
  • Плавск
  • Пласт
  • Плёс
  • Поворино
  • Подольск
  • Подпорожье
  • Покачи
  • Покров
  • Покровск
  • Полевской
  • Полесск
  • Полысаево
  • Полярные Зори
  • Полярный
  • Поронайск
  • Порхов
  • Похвистнево
  • Почеп
  • Починок
  • Пошехонье
  • Правдинск
  • Приволжск
  • Приморск
  • Приморск
  • Приморско-Ахтарск
  • Приозерск
  • Прокопьевск
  • Пролетарск
  • Протвино
  • Прохладный
  • Псков
  • Пугачёв
  • Пудож
  • Пустошка
  • Пучеж
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пущино
  • Пыталово
  • Пыть-Ях
  • Пятигорск
Р
  • Радужный
  • Радужный
  • Райчихинск
  • Раменское
  • Рассказово
  • Ревда
  • Реж
  • Реутов
  • Ржев
  • Родники
  • Рославль
  • Россошь
  • Ростов
  • Ростов-на-Дону
  • Рошаль
  • Ртищево
  • Рубцовск
  • Рудня
  • Руза
  • Рузаевка
  • Рыбинск
  • Рыбное
  • Рыльск
  • Ряжск
  • Рязань
С
  • Салават
  • Салаир
  • Салехард
  • Сальск
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Сарапул
  • Саратов
  • Саров
  • Сасово
  • Сатка
  • Сафоново
  • Саяногорск
  • Саянск
  • Светлогорск
  • Светлоград
  • Светлый
  • Светогорск
  • Свирск
  • Свободный
  • Себеж
  • Северо-Курильск
  • Северобайкальск
  • Северодвинск
  • Североморск
  • Североуральск
  • Северск
  • Севск
  • Сегежа
  • Сельцо
  • Семёнов
  • Семикаракорск
  • Семилуки
  • Сенгилей
  • Серафимович
  • Сергач
  • Сергиев Посад
  • Сердобск
  • Серов
  • Серпухов
  • Сертолово
  • Сестрорецк
  • Сибай
  • Сим
  • Сковородино
  • Скопин
  • Славгород
  • Славск
  • Славянск-на-Кубани
  • Сланцы
  • Слободской
  • Слюдянка
  • Смоленск
  • Снежинск
  • Снежногорск
  • Собинка
  • Советск
  • Советск
  • Советск
  • Советская Гавань
  • Советский
  • Сокол
  • Солигалич
  • Соликамск
  • Солнечногорск
  • Соль-Илецк
  • Сольвычегодск
  • Сольцы
  • Сорочинск
  • Сорск
  • Сортавала
  • Сосенский
  • Сосновка
  • Сосновоборск
  • Сосновый Бор
  • Сосногорск
  • Сочи
  • Спас-Деменск
  • Спас-Клепики
  • Спасск
  • Спасск-Дальний
  • Спасск-Рязанский
  • Среднеколымск
  • Среднеуральск
  • Сретенск
  • Ставрополь
  • Старая Купавна
  • Старая Русса
  • Старица
  • Стародуб
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Стрежевой
  • Строитель
  • Струнино
  • Ступино
  • Суворов
  • Суджа
  • Судогда
  • Суздаль
  • Суоярви
  • Сураж
  • Сургут
  • Суровикино
  • Сурск
  • Сусуман
  • Сухиничи
  • Сухой Лог
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Сысерть
  • Сычёвка
  • Сясьстрой
Т
  • Тавда
  • Таганрог
  • Тайга
  • Тайшет
  • Талдом
  • Талица
  • Тамбов
  • Тара
  • Тарко-Сале
  • Таруса
  • Татарск
  • Таштагол
  • Тверь
  • Теберда
  • Тейково
  • Темников
  • Темрюк
  • Терек
  • Тетюши
  • Тимашёвск
  • Тихвин
  • Тихорецк
  • Тобольск
  • Тогучин
  • Тольятти
  • Томари
  • Томмот
  • Томск
  • Топки
  • Торжок
  • Торопец
  • Тосно
  • Тотьма
  • Трёхгорный
  • Троицк
  • Троицк
  • Трубчевск
  • Туапсе
  • Туймазы
  • Тула
  • Тулун
  • Туран
  • Туринск
  • Тутаев
  • Тында
  • Тырныауз
  • Тюкалинск
  • Тюмень
У
  • Уварово
  • Углегорск
  • Углич
  • Удачный
  • Удомля
  • Ужур
  • Узловая
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Унеча
  • Урай
  • Урень
  • Уржум
  • Урус-Мартан
  • Урюпинск
  • Усинск
  • Усмань
  • Усолье
  • Усолье-Сибирское
  • Уссурийск
  • Усть-Джегута
  • Усть-Илимск
  • Усть-Катав
  • Усть-Кут
  • Усть-Лабинск
  • Устюжна
  • Уфа
  • Ухта
  • Учалы
  • Уяр
Ф
  • Фатеж
  • Фокино
  • Фокино
  • Фролово
  • Фрязино
  • Фурманов
Х
  • Хабаровск
  • Хадыженск
  • Ханты-Мансийск
  • Харабали
  • Харовск
  • Хасавюрт
  • Хвалынск
  • Хилок
  • Химки
  • Холм
  • Холмск
  • Хотьково
Ц
  • Цивильск
  • Цимлянск
Ч
  • Чадан
  • Чайковский
  • Чапаевск
  • Чаплыгин
  • Чебаркуль
  • Чебоксары
  • Чегем
  • Чекалин
  • Челябинск
  • Чердынь
  • Черемхово
  • Черепаново
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чёрмоз
  • Черноголовка
  • Черногорск
  • Чернушка
  • Черняховск
  • Чехов
  • Чистополь
  • Чита
  • Чкаловск
  • Чудово
  • Чулым
  • Чусовой
  • Чухлома
Ш
  • Шагонар
  • Шадринск
  • Шали
  • Шарыпово
  • Шарья
  • Шатура
  • Шахтёрск
  • Шахты
  • Шахунья
  • Шацк
  • Шебекино
  • Шелехов
  • Шенкурск
  • Шилка
  • Шимановск
  • Шиханы
  • Шлиссельбург
  • Шумерля
  • Шумиха
  • Шуя
Щ
  • Щёкино
  • Щёлково
  • Щербинка
  • Щигры
  • Щучье
Э
  • Электрогорск
  • Электросталь
  • Электроугли
  • Элиста
  • Энгельс
  • Эртиль
Ю
  • Юбилейный
  • Югорск
  • Южа
  • Южно-Сахалинск
  • Южно-Сухокумск
  • Южноуральск
  • Юрга
  • Юрьев-Польский
  • Юрьевец
  • Юрюзань
  • Юхнов
Я
  • Ядрин
  • Якутск
  • Ялуторовск
  • Янаул
  • Яранск
  • Яровое
  • Ярославль
  • Ярцево
  • Ясногорск
  • Ясный
  • Яхрома